Предистория - купил чел у нас лодку в апреле месяце. Причем как-то там нервно все было - он куда-то там торопился, срочно-срочно - поэтому высылали самолетом и тд и тп. Напоследок - попросили, вернее всех просим - но никто не делает как правило - по итогам как покатаешь - напиши отчетец, чего понравилось- чего нет.
Человек отписался, приехал с полей своих - сел за стул и честно отписался, публикую как есть - ни добавить ни отнять.
Резюме краткое - человек за сезон прошел 2000 (две ТЫСЯЧИ) километров. Я тоже ходил в длинные походы - ну и так по ощущениям
это он примерно месяца полтора ходового времени убил.
Гвозди бы делать из таких людей, ей бо! Так вот - впечатлившись его отчетом - человеку предложен на следующий сезон контракт Пилота-Испытателя. Человек выбирает себе лодку по своему усмотрению, контора лодку предоставляет - а он по итогам опять же сезона пишет обоснованный отчет. Внемлите :
Здравствуйте, Игорь Валерьевич!
Пишет Вам Плюйко Владимир Алексеевич из г.Нерюнгри Республики Саха (Якутия).
Надеюсь, Вы вспомните меня как в некотором роде земляка. Мы с Вами, правда, в разные годы, были в Красноярском университете по ул. Маерчака. Весной этого года я несколько раз созванивался с Вами по поводу приобретения лодки Солар-380, которую приобрел в июне. Вы просили написать о том, как ведет себя эта лодка на наших реках. В конце сентября я завершил свое последнее одиночное путешествие и сейчас выполняю Вашу просьбу.
В течение июня – конец сентября на лодке Солар-380 я осуществил 4 похода, пройдя 2000 км по рекам Амга, Унгра, Алдан, Учур и Гыным. Реки по своим характеристикам разные.
Унгра быстрая с мелкими перекатами, Алдан и Амга спокойные, Учур и особенно Гыным насыщены перекатами различной степени сложности. Надо признать, что Солар-380 проявил прекрасные ходовые качества и, прежде всего, устойчивость и маневренность при прохождении участков рек, насыщенных препятствиями. Даже при прохождении гынымских порогов, когда высота валов, чередующихся в шахматном порядке, явно превышала 1 метр, лодка, за счет ее жесткого днища, выпуклости последнего в носовой части и большой плавучести проходила так успешно по гребешкам волн, что внутрь судна не попадало ни капли воды.
Раньше я ходил на лодках Квик Сильвер и Норт Сильвер такого же класса. Наличие у них отдельного надувного киля и пайола существенно увеличивали вес этих судов по сравнению с Солар-380, усложняли их эксплуатацию. Надо было отдельно накачивать киль, аккуратно укладывать его так, чтобы он своими торцами не касался транца или баллонов, чтобы избежать перетирания ткани. Я путешествую один, поэтому на все эти условия эксплуатации уходит много времени. И здесь Солар безусловно выигрывает. Не только потому, что он меньше весит из-за отсутствия отдельного киля и пайола, но потому, что блестящее инженерное решение соединить низ лодки воедино, исполнено на высоком уровне. Одной накачкой получаешь все сразу: и надежный пол (без боковых щелей, что исключает попадание грязи) и великолепное по прочности днище, обладающее огромной плавучестью. Даже лодка Корсар, грузоподъемностью 1т.200 кг сидит на воде ниже Солара-380! Защитные покрытия на судне безупречны. На Учуре и Гыныме мне приходилось довольно часто в условиях быстрого течения приставать к берегу, а камни на этих реках острые. Но Солар с ними справился, что очень важно для психологического состояния рыбака, охотника или путешественника.
Несомненным преимуществом Солара-380 перед лодками такого же класса других производителей является его большая плавучесть. Это несколько вредит, когда идешь в весельном режиме, а ветер встречный, потому что лодку здорово либо сносит к берегам, либо останавливает даже на перекатах, если ветер приличный. Но надо не забывать, что данная лодка рассчитана прежде всего не на весельный ход, а на моторный. Именно под мотором при прохождении волновых участков реки плавучесть Солара-380 становится большим плюсом. Если сравнить характеристики 380-х лодок других производителей (Хонда, Квик Сильвер, Норт Сильвер и т.д.) по длине, ширине, диаметру баллонов (а эти характеристики у всех лодок одинаковы), вы увидите, что грузоподъемность у них 750-780 кг. Но у данных лодок пайол либо деревянный, либо алюминиевый. У них нет такого мощного надувного пола, какой есть у Солар-380. Для того, чтобы этот пол накачать до 0.2 мбр, я делаю 210-220 качков ножным насосом. Сколько это литров дополнительно к тем 750 или 780, которых должно быть в баллонах Солар-380? (ведь он тоже 380-й серии)?
Таким образом, получается, что грузоподъемность Вашей лодки не меньше 900 кг. Но, повторяю, это плюс, благодаря которому я прекрасно прошел перекаты Гыныма по гребешкам волн.
Однако некоторые недостатки, которые портят общее впечатление от лодки, имеются.
Особенно это ощутимо в осеннее время. Дело в следующем.
Когда 10 июня я получил Солар-380, на следующий день повез его на водохранилище. Накачал лодку, поставил мотор Тохатцу 18 и стал газовать. Но сколько я не пытался вывести лодку на глиссирование, безуспешно. Она задирала нос, становясь под углом 20-30 градусов и на бугелях (концах баллонов) скользила по воде. Только тогда, когда я загрузил в носовую часть лодки 70-90 кг камней, судно вышло на глиссирование. Практически получается, что на пустом Соларе-380 не поедешь. И это большой минус. Почему я вместо того, чтобы на пустой лодке покататься с «ветерком», должен возить камни, перерасходуя на это бензин?! В этой части Ваша лодка уступает и Хонде и Квик Сильверам. Причина такого поведения лодки, на мой взгляд, кроется в бугелях баллонов.
Их форма как бы «заточена под карандаш».
Вследствие этого, когда начинаешь прибавлять газ ручкой мотора, лодка, чтобы подняться из воды, лишена горизонтальной опоры. Поскольку нижняя часть бугелей скошена, последние (бугеля) не могут вытолкнуть мотор из глубины, если лодка пустая.
Вы посмотрите на Квик Сильвер и другие лодки иностранного производства. У них низ бугелей почти параллелен воде.
За счет этого, когда прибавляешь газ, лодка как бы опирается на них уже в самом начале своего движения, вытаскивая мотор из глубины, и выходит на глиссирование. Я 5 сезонов проходил на Квик Сильвере (более 8 тыс. км). Как прекрасно эта лодка выходит на глиссирование! А ведь у меня тогда был мотор Тохатцу 15, а сейчас 18. В этой части Солар 380 плох. Набираешь обороты, а лодка проседает. Пока она обопрется на скошенные бугеля, а груз на носу перетянет вперед, чтобы поднять «задницу», в лодке уже набрызгано воды и немало. Если это летом, то еще можно пережить. А по Учуру и Гыныму я шел в сентябре, и температура воздуха доходила до минус 8 градусов. Мотор обледеневал, корка льда на моей левой руке выше локтя, вся поясница в панцире. И если бы на мне не было спасжилета и полиуретановой защиты, чтобы я привез домой!? По меньшей мере, гиморрой. На моих предыдущих лодках такого и близко не было.
Вторая причина заброса воды в лодку кроется в высоте транца. Дело в том, что мотор на лодке должен быть установлен так, чтобы его антивентиляционная плита находилась ниже уровня днища в интервале 3-5 см.
На Солар-380 антивентиляционная плита чуть ли не подпирает днище лодки. Зазор между плитой и днищем около 1 см. То есть транец высок. Вследствие этого винт двигателя также стоит близко к поверхности воды, что вызывает ее излишнее разбрызгивание и, следовательно, попадание в лодку. После первого путешествия я сделал в транце лодки вырез глубиной 2,5 см и осадил мотор. Положительный эффект был очевиден. Во-первых, лодка пошла лучше, особенно по волнистой воде, так как установленная на 3.5 см от уреза днища антивентиляционная плита создала подъемную силу, и, во-вторых, стало меньше забрызгивать лодку из-за опустившегося винта.
Кроме этого, вода также попадает в лодку, ударяясь об установленные на внутренних сторонах бугелей ручки для переноса судна. Эти ручки там ни к чему. Свои функции они выполняют только частично. Тогда, когда лодка без мотора. Но Солар-380 создан не для весельной прогулки, а для хождения на моторе, который стоит на транце от начала сплава до его конца. Попробуйте взяться за ручки, когда на транце стоит мотор! Если вы орангутанг, то сможете. А вот нормальный человек этого сделать не в состоянии, даже если баскетболист. Руки коротки. Вот и выходит, что от них больше вреда, чем пользы. Я это на своей заднице испытал, особенно в сентябре. Пустую лодку прекрасно можно перенести и за леера, став по ее бокам. Это даже лучше, поскольку оба несущих человека могут оставаться на берегу, когда нос лодки ляжет на воду. Если же одному браться за сделанные на Соларе ручки (Ваш вариант), то тому человеку, который держит нос лодки надо заходить в воду, то есть обязательно надевать сапоги, что в походе не всегда удобно.
Гораздо практичнее (и это сделано на Квик Сильвере, Норт Сильвере и других лодках) выносить ручки для переноса на внешнюю сторону бугелей. Этим полностью исключается фактор дополнительного поступления воды в лодку.
Пройдя на Соларе-380 2 тыс. км я заметил еще один, на мой взгляд, существенный недостаток, связанный с формой бугелей. Он состоит в следующем.
На Квик Сильвере я давал газ чуть выше среднего ( мотор 15 л.с.), быстро выходил на глиссер и сбрасывая газ до среднего, шел на нем по реке. На Солар-380, так как нет опоры на бугеля (если точнее, нет опоры на горизонтальную нижнюю часть бугелей из-за отсутствия таковых), мне приходилось давать почти полный газ (мотор 18 л.с.) для выхода на глиссирование и продолжать движение почти на том же уровне газа, чтобы воды в лодку попадало меньше. Если же я сбавлял газ до среднего уровня, через 2-3 часа в лодке оказывалось полведра воды и весь груз снизу намокал. Приходилось останавливаться, выходить из лодки, выгружать вещи, сливать воду. Чтобы избежать указанных неприятностей, я вынужден был идти на полном газу, а это вело к значительному перерасходу бензина.
По изложенному, считаю, а решать Игорь Вам, что у Солар-380 надо изменить форму бугелей, сделав их внизу почти параллельными поверхности воды. А если бы еще их и удлинить на 10 см, было бы просто классно, поскольку увеличилась бы горизонтальная площадь опоры на них и, как следствие, лодке стало бы легче выходить на глиссер, даже пустой. Посмотрите на Ваш Солар-450. Даже при «заточенной» форме бугелей на счет более лучшего соотношения их длины к длине остальной части лодки, Солар- 450 уже при скорости 16 км\ час прекрасно выходит на глиссирование. К тому же у этой лодки форма носа другая («крейсерная»). А у Солара 380 соотношение длины бугелей к длине остальной части баллонов меньше.
Предложенная мной реконструкция лодки позволила бы ей не «проседать» при наборе скорости, свела бы к минимуму попадание воды в лодку, и сделало бы сплав более экономичным в плане затрат на моторное топливо, что очень важно для рыбаков и охотников особенно в осеннее холодное время. В таком исполнении Ваша лодка будет явно на голову выше аналогичных лодок других производителей, в том числе и зарубежных. Многие россияне с большим удовольствием будут ее брать, тем более, что качество материала отменное, работа очень добротная. Лодка и сейчас, при всех моих замечаниях, достойная, но хочется, чтобы при ее упоминании слышалась нота восхищения! И это Вы в состоянии сделать.
Если мои замечания помогут Вам, буду рад. Значит, свою задачу я выполнил. Да, чуть не забыл. Насосы для Солар-380 очень ненадежны. Мои знакомые, которые имеют Ваши лодки, в насосах разочаровались из-за их быстрой поломки. Да и мой насос сломался на четвертом походе. Приходилось немного подкачивать лодку, когда ночные температуры были до минус 15 градусов. Хорошо, что по совету товарищей подстраховался запасным.
И последнее. Когда я на веслах спускался по порогам Гыныма, я о камни отломил верхнюю часть лопасти весла (по место крепления). Поэтому сейчас лопасть одного весла на четверть короче лопасти другого. Как можно решить вопрос о приобретении лопасти?
С уважением В.А.Плюйко
Постскриптум. Если пожелаете дать ответ, пишите на адрес: 678967, Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, ГОС-7, я/я 18