ОТЧЕТЫ


Поход на Бий-Хем.

(Валерий Сцепуро ака Валера_Кемерово, Николай Швалюк ака Николай, г.Кемерово, лето 2013)


 

 

Путешествие было задумано еще в начале 2012 года, но осуществилось лишь в конце июня 2013.Вместо предполагаемых двух экипажей набралось только полтора: Николай, Валерий и Михаил. Приняли решение ехать на одном авто – ТЛК Прадо-120 с прицепом: выгода по топливу очевидна, мощности 245 л.с. хватает за глаза, три смены водителей.Снаряжение экспедиции: около 280 литров бензина, Касатка-385 и Касатка-365, Тохацу-25 и Ямаха-30, якоря и спас-жилеты, инструмент, топор, бензопила, веранда, посуда, продукты и питьевая вода, газ, печка, стол и стулья, две палатки, спальники и матрасы, раскладушка, личные вещи, …, термоконтейнер на 30 литров для рыбы, полный льда в бутылках, ну и снасти, наконец. Почти тонна. Утром маршрутом Кемерово-Ужур-Абакан-Минусинск-Кызыл-ТоораХем мы начали наше путешествие.

Степи Хакассии.

 

 

Езда по сухому асфальту в ясную погоду не создала проблем до самой Тывы. Однако над Саянами повис циклон, за которым мы гнались в десятке километров.

 

 

 

 

Дорога с обильными лужами проходила вдоль ущелий, в которых бурными потоками бежала дождевая вода.

Показания альтиметра на компьютере авто уже перевалили за 2000 метров.

 

 

 

Окружающие нас вершины, несмотря на конец июня все еще были покрыты снегами. Весь путь до самого Кызыла дорожное покрытие можно назвать прекрасным.  В Кызыл мы въехали уже в полночь, и до Тоора-Хема оставалось всего 230 км. В наш план входило прибыть на берег к 7 часам утра.

Последний асфальтированный участок дороги вывел нас к Бояровке, где мы залили полный бак бензина с уверенностью, что его хватит туда и обратно. Рядом с заправкой поворот налево, и мы на финишном участке. Очень скоро дорога стала превращаться в направление, хотя и угадываемое достаточно легко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это направление то ныряло на каменные плато, то уходило в горы, с достаточно крутыми склонами. Из-за выбоин и ухабов скорость движения местами снижалась до 5-10 км в час. Стало понятно, что мы не доберемся до места ни к 7-ми утра, и даже к 8-ми. А тут еще навигатор, уверенно показывавший, что до места остается всего 90 км, вдруг объявил, что мы проехали поворот, и теперь нам осталось проехать всего около 1300 км.

Никакие усилия до полной перезагрузки не смогли заставить нашего «сусанина» показать правильный путь. Утешало лишь одно: никаких дорог, кроме нашей, в этой каменной пустыне нет. Наконец, впервые за ночь, мы увидели живых людей. Это были водители самосвалов, разогревающих машины (на улице -1 С). Они сказали, что до поворота всего 5 км, там есть дорожный указатель.

 

 

 

Поворот нашли через 12 км. Характер дороги изменился в лучшую сторону, скорость увеличилась. Рассвело. Появились красивейшие виды склонов гор, покрытых лесами, цветущими лугами, между гор масса озер.

 

 

 

 

 

 

Наконец лес расступился и показался берег реки, площадка для съезда машин с парома и обратно.

 

 

 

Весь путь занял около 26 часов.

Поселок Тора-Хем находится с другой стороны Енисея в месте слияния Бий-Хема и Тора-Хема.. Паром подошел быстро (ширина Енисея в этом месте менее 100 м). Очень интересна конструкция парома: двигается вдоль троса, натянутого над рекой на высоте около 10 метров. Сила, движущая паром, создается напором реки и рулем, устанавливаемым под углом к течению реки. Типа кораблика/змея…После переправы заехали на АЗС. Объем сожженного горючего составил около полубака, поэтому мы на всякий случай заправились до полного бака. Вызвонили по сотовому заранее установленный контакт для стоянки машины под охраной. Нас встретили и показали, как подъехать, как разгружаться и как выходить на фарватер.

Несмотря на дожди уровень воды в Бий-Хеме, со слов паромщика и нашего русского хозяина, упал на метр за последнюю неделю. Прозрачность воды терпимая, хотя и не хрустальная. Разгрузка машины, погрузка в лодки, и мы на реке.

 

 

 

Идти вверх около 180 км.

После выработки первых баков топлива, наш «сусанин» показал, что пройдено совсем ничего, скорость движения составляет лишь 11-15 км в час, что соответствует нашим запасам горючего вовсе не на 180 км и обратно, а вдвое меньше. Списали этот неприятный факт на скорость встречного течения, и решили, что пойдем только до слияния нескольких рек на расстоянии около 100 км от поселка.

После 8 часов пути, решили сделать ночевку, нашли стоянку.

 

 

 

 

 К слову, удобных стоянок на всем протяжении крайне мало, и почти все удобные из них заняты. Вдруг обнаружилось, что весь пройденный путь и скорость движения наш навигатор все это время показывал в милях, а не в километрах, и мы уже на слиянии рек, и до намеченной точки – водопада – нам осталось идти всего 80 км.Выгрузили часть снаряжения для ночевки и приготовления ужина, и ринулись на реку. Рыба – ленок – клевала, но только на стрелке острова напротив стоянки. Все возможные другие места стоянок рыбы оказались пустыми. Сильное течение реки и прозрачность воды не обещали больших перспектив.

Немудреный ужин, походные 150 гр, кружка чаю, и спать после 40 часов почти непрерывного пути.Утром на той же стрелке снова поклевки ленков, но надо выдвигаться далее в путь.Самые тяжелые участки, которые нам пришлось пройти – шиверы с гигантскими камнями на дне. Сильное течение и высокий уровень воды создавали высокие волны между валунами. Нас сильно трясло на этих ухабах. Вот река делает изгиб и … перед нами открылась скала поперек реки, треснутая поперек, а из трещины с высоты в 15-20 метров льется струя шириной не более 15-20 метров. Весь Бий-Хем в этой струе. Словно гигантский водомет. Завораживающее зрелище !!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ссылка на видео

 

 

Около водопада есть стоянки, но отдыхать под сильный шум воды весьма дискомфортно, и мы после фото-сессии ушли вниз на 5-6 км.

Тем более, там обнаружилась пара перспективных мест для рыбалки. Два следующих дня рыбалки на этих точках показали совсем скудные результаты, и мы переместились на 40 км еще ниже по реке. Новая стоянка нашлась на прекрасном месте: возвышенность, скрытность от глаз, вокруг сосны, залив для причаливания лодок.

 

 

 

 

 

 

От стоянки вверх и вниз несколько прекрасных точек. Но рыба капризничала. На блесну всего несколько ленков и один хариус, тайменя так и не увидели. Среднего размера хариус ловился только на мушку. Пришлось отрываться по нему на сбирулино.

 

 

 

 

 

 

Николай обнаружил вход в очень узкую протоку шириной метров 5-6, сильно заросшую, но с одной небольшой полянкой на берегу и открытой водой. Первый же заброс, удар в блесну, и блесны уже нет. Вторая блесна ушла туда же вместе с рыбой. Катушка с плетней для Оби и Чулыма выдержали третью атаку, но не выдержал бланк спиннинга. Хотя щука на 4 кг была вытянута на берег.

 

 

 

 

 

 

Для отлова крокодилов была изобретена снасть: на шест для толкания лодок, найденный на стоянке, была привязана бельевая веревка, стальная струна и тяжелая колебалка размером примерно 15 см.

Установленная видеокамера увековечила весь процесс поимки щук из этой закоряженной заводи. Всего было взято для гастрономии четыре щуки, остальные отпущены, но все серьезные крокодилы пообрывали все снасти.

 

Ссылка на видео Ловля крокодилов

 

 

Через три дня решили закончить поход, сложили свежевыловленную рыбу в термоконтейнер,  посидели на прощание у костра и с утра начали сплав в Тора-Хем.

 

 

 

Шиверы, которые мы легко проходили, за 6 дней обмелели. И хотя волн на них стало меньше, пришлось  проходить их с поднятыми моторами.

В поселок мы пришли с остатками топлива в баках около 10 литров на двоих. Тут же подоспели молодые аборигены, с настойчивыми просьбами слить им все остатки. Мы не возражали, и те тут же, на старой «казанке», устроили катание молодых лыжников на доске.Укладка снаряжения в машину и прицеп, и мы двинулись в обратный путь. Необходимо пройти посветлу максимум горных участков до Бояровки.В пути любовались видами, скрытыми от нас ночной тьмой в начале пути. К ночи в каменной долине перекусили горячим ужином в какой-то одинокой гостинице, которая гостей на ночной постой пока не принимала.

Уже после Кызыла остановились подремать, т.к. все были не в состоянии вести машину более 15 минут. Домой прибыли к вечеру, примерно через 36 часов от старта сплава с последней стоянки.