ОТЧЕТЫ

Монголия, озеро Хяргас-нуур, отпуск 2017

( Антон  Толстиков aka Поплавок, г. Кемерово )

< Обсудить этот отчет в форуме >

Всем привет! Хочу поделиться своими впечатлениями о поездке в Монголию, рыбалке на озере Хяргас , природе и населении этой страны. Всё началось с банального вопроса, который уже всем надоел: "Где половить рыбу? Как? На что?" На просторах интернета где-то вычитал, что в Монголии самая лучшая рыбалка на османа, хариуса и тайменя. Решено! Надо ехать! Построил примерный маршрут и в путь! Поехал через Абакан и Абазу. Хакасия встретила своей красивой природой и отвратительными, как и везде в России, дорогами.

Маршрут проходил через высокие горы и шикарные реки:  Она, Ак-Суг, Абакан и ещё много разных речек поменьше.

На каждой хотелось остановиться и, хотя бы часик, половить хариуса, но время поджимало, да и снастей подходящих не было. На следующий год обязательно запасусь в дорогу  тирольками и мушками :) Но рассказ не про Хакасию, а про Монголию. Границу пересекал через Хандагайты, так как это двухсторонняя граница, а Ташанта - международная. В Ташанте можно на границе простоять сутки, а время прохождения может достигать  4-5 часов, по данным из интернета, но это не точно и проверять я не стал. На границу мы приехали вечером в воскресение, перед нами была только одна машина - бензовоз,  переночевали в машине прям перед воротами погранпоста и уже в 8:00 начали процедуру прохождения границы. На прохождение российской границы  ушло около получаса времени, а на монгольской стороне и того меньше. Российские пограничники и таможенники очень вежливые и внимательные, чего я не ожидал. Монгольские погранцы по русски не говорят, просто дали заполнить кое-какие бумажки.

И так 9:00 - мы в Монголии. После прохождения границы нас сразу же остановили местные жители, которые собрались въезжать в Россию, и предложили разменять 2000руб на монгольские тугрики.

Курс  тугрика к рублю  я знал и конечно же согласился, так как сам собирался немного разменять денег. В Монголии с рублями прожить можно, так как их принимают почти везде,  а вот монголам с их тугриками в России делать нечего))

Первое , на что я сразу обратил внимание- это дорога! В Монголии дорога или идеальный асфальт, или её вообще нет.

Просто съезжаешь с асфальта и едешь по полю, ориентируясь на солнце, горы или камни. Не знаю как они там ориентируются, но все поля изъезжены колеями в неизвестных направлениях. До первой точки - города Улаангом - от границы были 120км хорошего асфальта.  При въезде в город берут оплату 1000 тугриков (25 рублей, монеты не берут), но и русские деньги тоже принимают, только сдачу не дают. Я отдал 50руб за въезд и вот мы в городе.  Сразу же в глаза бросаются множество юрт (гэры по-монгольски ). Юрты там везде, в центре города их меньше и в основном обнесены забором или находятся во дворах за кирпичными зданиями, а на окраине только юрты ничем не обнесённые, кирпичных зданий нет. На подъезде к городу юрточные посёлки, куча пастбищ с баранами и козами, чуть реже с коровами и верблюдами.

Изначально хотел посетить три озера: Увс-Нуур, Уурэг-Нуур и Хяргас-Нуур, на каждом из которых пожить в палатке 2-3 дня и, соответственно, половить рыбу.

В первый день хотели посмотреть город, посетить местный рынок, закупить продукты, переночевать в гостинице и на следующий день поехать на озеро Увс-Нуур. Весь Улаангом проехали за пол часа и больше не знали чем себя занять.

Пользуясь переводчиком в телефоне, нашли ресторан по вывескам и наугад заказали пару блюд. Это были две огромные тарелки с бараниной, гарниром  и различными салатами. Вместе с напитками на двоих мы отдали 22000тугриков (550руб). Затем озадачились поиском гостиницы. В одной не было двухместных номеров, во второй что-то нам не понравилось, в третьей показалось дорого. В итоге было принято решение ехать сразу на озеро Увс-Нуур и там ночевать с палаткой. Купили с собой самые необходимые продукты и в путь.

От Улаангома ехать примерно 25км по полевой дороге, которая вся в ямах и колдобинах. Ехали часа два, жалея подвеску и собственные уши от грохота дороги. Местные жители не жалеют свои автомобили, нас обогнали несколько машин на большой скорости. Видимо у них работает правило: больше скорость - меньше ямы. На внедорожнике может и комфортнее было бы, но трясёт так, как будто едешь по стиральной доске. Подъёзд к берегу платный 3000 тугриков с человека, оплатили и вот мы на море, а точнее на озере. Увс-Нуур - это самое большое озеро Монголии, вода в нём солёная, а дальнего берега не видно, вот и складывается впечатление, что находишься на море.

Монголы сразу же ставят палатку, как приезжают на озеро, хотя ночевать не собираются. Они не загорают, сидят у берега в одежде или в палатке, а раздеваются только когда идут купаться. Палатки ставят рядом друг с другом зачем-то, хотя куча свободного места на берегу.

Лично меня напрягает присутствие людей рядом, когда я приезжаю отдыхать, особенно дебильных, жрущих водяру вёдрами и со своими недоразвитыми гомункулами. Мы же поставили свою палатку метрах в трёхстах от всех.

Купаться мы не стали, озеро мелкое, на дне какие-то неприятные водоросли, а чтобы зайти в воду хотя бы по пояс, надо пройти метров пятьдесят.  Решили просто загорать и наслаждаться красивым видом.  Вокруг летали огромное количество чаек, но рыбу они не ловили, а попрошайничали у отдыхающих. Да и не видно было, чтобы рыба плескалась. Наслаждались отдыхом мы до самого вечера, но ближе к ночи всё небо затянуло тучами, началась сильная гроза. И пока до нас она не дошла, мы решили срочно покинуть место отдыха и поехать в Улаангом. Местные отдыхающие не очень спешили покинуть озеро, они сказали, что гроза мимо пройдёт, у них такое явление не редкость и продолжали сидеть. На улице уже было темно, палатка собрана и мы решили всё-таки уехать в город. Так как дороги как таковой нет, а на улице уже темень, то мы боялись заблудиться в степи. На навигатор работал и, немного поблуждав по полям, мы всё-таки выехали на трассу и благополучно добрались до города. В навигаторе я нашел ближайшую гостиницу и там как раз был свободный двухместный номер за 40000 тугриков, куда мы и заселились. На следующее утро мы приняли душ, поели в пригостиничном ресторане монгольских бууз (поз) и решили немного погулять по городу, сходить на рынок и прикупить мяса для шашлыка.

Цена баранины на рынке 6500 тугриков, в переводе на рубли делите на 40 и заплачьте, ведь вы живёте в России. Говядина ещё дешевле. Вот так выглядит мясной рынок.

К обеду мы уже купили всё необходимое и было принято решение ехать на второе озеро - Хяргас нуур. Из Улаангома до озера 235 километров. Заправляю полный бак 92-го бензина и в путь. Бензин у них дорогой, по 44 рубля, поставляют из России. Зато обслуживание на заправках хорошее, даже из машины выходить не надо. Просто деньги в окно подаёшь и всё, заправщик сам всё сделает.

И так бак полный - в путь. Дорога идеальная, машин нет. Примерно на пол пути попадаем в песчаную бурю, видимость метров 10-15, снижаю скорость до 40км/ч. Навстречу попались несколько мотоциклистов, потом будут песок из всех щелей выгребать, видимо они уже привыкшие к таким природным явлениям. Ветер был такой сильный, что иногда машину покачивало. Как они на двух колёсах ехали для меня остаётся загадкой. Через минут 30 пути через песчаную бурю начался дождь и песок перестал лететь, просто шёл ливень. Под дождём мы ехали не долго и благополучно доехали до озера. Озеро встретило нас сильным холодным ветром, большие волны омывали пляж. Немного фотографий и нужно думать где остановиться.

ВИДЕО

Палатку ставить не вариант, в песок колья не вбить, да и ветер очень сильный не позволил бы этого сделать. На озере есть база Хар Тэрмэс, решили там снять номер.

По русски никто не понимает, объяснить что-то сложно. И вдруг слышу родной язык с акцентом: "Штота хател спраси пацкажу?" Это был Тимур, по-монгольски Отгонтумур, теперь друг наш. Номер, говорю, снять хочу. Оказалось, что это турбаза его братишки, он там тоже оказался случайно, приехал помогать как рабочий. 50000 тугриков за номер с видом на озеро и 40000 - с видом на гору и хозпостройки. И ещё были места в юртах, 50000 тугриков за сутки. Естественно мы выбрали юрту, для этого и ехали, чтобы немного побывать монголами и пожить в юрте. Сторговались в итоге за 40000 в сутки и вот получили ключик от гэра и поехали заселяться.

Время было в районе обеда, поэтому я захотел покидать спиннинг в этот же день. Спрашиваю у Тимура, где можно рыбу половить. Он говорит, что нужно километров шесть ещё проехать вдоль озера и там они ловят, но на моей машине я не проеду. Тимур сказал, что сам собирается на рыбалку после обеда, поедет на рабочем уазике. Ну естественно я напросился на борт. Часа два я его прождал, пока вещи разбирали, шашлыки жарили. Приходит Тимур и говорит, что уазик уехал за водой и предложил поехать на моей машине, но придётся её оставить недалеко от озера и прогуляться немного пешком до озера, так как там песок и мы не проедим. Грузимся в Нотика и погнали на долгожданную рыбалку! Снасти у него были "самые лучшие", не то что мои спиннинги. Просто палка с леской, на конце блесна с кривым крючком. Руками кидает и тащит, вот и вся рыбалка.

От машины до места лова пришлось идти чуть меньше километра. И вот мы на месте. Собираю спиннинг и вешаю блесну 16гр, не зря же Тимур на блесну ловит, ему виднее, а я первый раз. Заброс - выматываю. Тишина. Ещё заброс - жду чуть дольше, пока блесна немного утонет. Опять тишина. Кидал раз 10 и каждый заброс ждал чуть дольше, чтоб обловить всю толщу воды. Поклёвок нет. Ну, думаю, рыба на дне. Кидаю блесну и жду, пока она утонет до самого дна. Минуту жду, вторую, а она ещё дна не достала. Не выдержал и вымотал, опять пусто. Всё это время Тимур тоже кидал свою блесну и также без успеха. Ну, думаю, надо джиг ставить. Так как в последнее время ловлю на микроджиг, то тяжёлых грузов у меня не было. самый тяжёлый на 14гр. В старой коробке нахожу джиг-головку на 16гр уже оснащённую резиной сантиметров десять, нашёл её когда-то на берегу, так и лежала без дела. Заброс , жду пока груз коснётся дна, примерно минуту оснастка падала на дно. Пару оборотов катушки - удар! Наконец-то, долгожданная поклёвка. Руки трясутся, спиннинг в дугу, ещё не представляю, кого поймал! Настраиваю фрикцион и начинаю вываживание! Боролся с рыбой минуты 3-4, благо коряг и камней на озере нет, можно дать рыбе погулять, поразматывать фрикцион. И вот он долгожданный алтайский осман в подсаке!

ВИДЕО

Да, в первый день я брал с собой подсак, но потом понял, что он там совсем не нужен. Вода тёплая, на улице жарко, можно и просто руками рыбу брать, зайдя в воду по колено. Да и подсак у меня игрушечный, по сравнению с размерами некоторых экземпляров. После поимки первой рыбы, радости были полные штаны! Ведь рыбалка в Монголии - это была моя мечта и она сбылась. В первый день на рыбалке мы были часа два, за это время я поймал три рыбы, одного отпустил, двоих забрали покоптить на ужин. Тимур не поймал ни одной, подвела его супер-снасть. Попробовать копчёного османа в первый день так и не удалось, но об этом дальше.

По приезду в лагерь я принялся заниматься рыбой, Тимур подогнал дрова, там это дефицит. У меня было с собой несколько мешков угля. Вечером Тимур приносит монгольскую водку и мы садимся ужинать. Я поставил рыбу коптиться, а мы принялись за шашлык из баранины. Тимур раньше работал на ЗиЛе, ездил в Россию за запчастями, перегонял ЗиЛы с консервации в Монголию, поэтому он и разговаривал на русском. Но последний раз в России был 7 лет назад, поэтому язык немного подзабыл и разговаривал со смешным акцентом. За ужином мы разговаривали обо всём, я ему рассказал о себе, а он мне о себе. Так мы и подружились. За ужином и разговорами по душам время пролетело незаметно. Рыба давно покоптилась, но я решил её оставить на утро. Время позднее, пора ложиться спать и Тимур пошёл к себе, а мы легли спать.

Следующее утро выдалось не очень хорошим. Проснулся я часов в шесть утра от сильного шума воды, гляну на пол, а там, мать его, РЕКА! Да, да - РЕКА, ПРЯМО В ЮРТЕ, да ещё с песком и грязью! Обувь всю унесло к противоположной стенке, я босиком на кровати посреди реки! Нифига не смешно.  Хорошо, что вещи мы не оставили на земле, а составили на свободную кровать. Вот так и сидели с Танюхой на кровати и смотрели на происходящее. Природа звала в туалет, но с кровати вставать босиком в эту грязь не очень-то хотелось. Минут через пять мы услышали крики Тимура, он подбежал к нашей юрте, кричал, чтобы мы открыли дверь и дёргал за ручку двери. Пришлось слезть с кровати босиком в грязь и открыть дверь. Он был очень напуган, сказал брать документы, деньги и идти за ним. В панике я надел сланцы, а Танюхе дал резиновые сапоги. Я достал из машины барсетку с документами и мы пошли к Тимуру в домик, он сказал, что там безопасно. Когда я вышел из гэра, я мягко сказать, офигел. На улице шёл сильнейший ливень, дул штормовой ветер, а по всей площади от гостиницы до нашей юрты с гор стекал мощный поток воды, который смывал всё на своём пути. Вот этот поток нам и предстояло пересечь пешком. Течение было такой силы, что сбивало с ног. Метров через десять у меня смыло первый сланец, а ещё метров через 5 смыло второй. Босиком по острым подводным камням и колючкам я перебирался через поток. Состояние было шоковое, поэтому я не чувствовал боли, только добравшись до домика Тимура, когда уже начал отходить и выдирать колючки из ступней, я почувствовал всю прелесть массажа ступней! Примерно час-полтора стихия бушевала и начала помаленьку стихать. Дождь закончился, но водный поток ещё минут 40 продолжал стекать с гор. В доме с Тимуром жили его родители и дочка. Нас согрели, дали тёплые вещи, напоили монгольским солёным чаем с молоком. Чай ужасный, пить его невозможно. А они только такой и пьют.

ВИДЕО

Стихия закончилась, мы согрелись и пошли смотреть на последствия. Вот тут-то я и вспомнил про рыбу, которую оставил на ночь в коптильне. Естественно её перевернуло и унесло потоком на несколько метров, на половину она была забита песком и грязью. Вот так в этот день не удалось попробовать копчёного османа. Все запчасти от коптильни я нашёл в радиусе пяти метров, а вот топор унесло в неизвестность. Через пару недель, когда я уже вернулся в Россию, мне позвонил Тимур и сказал, что нашёл мой топор. Разрушения были приличного масштаба, поломаны заборы, размыло дорогу, немного выше сломало мост, а трасса была завалена грязью. Вызвали спасателей. Размыло пол деревни, всё можно увидеть на видео.

ВИДЕО разрушений №1

Дорогу, по которой я доехал до юрты, размыло. Повсюду были острые камни, ехать назад было нельзя. Кое как получилось выехать немного в другом месте, путём подкладывания досок под колёса и разгребания острых камней с пути. После осмотра машины, я обнаружил продольную грыжу на колесе. В итоге этой стихии была обесточена вся гостиница. Пострадавших не оказалось. Тимур сказал, что деньги нам за юрту вернут и за этот счёт можем пожить в кирпичном здании в номере. Мы перетащили вещи в гостиницу и пошли смотреть ущерб.

ВИДЕО разрушений 2

ВИДЕО разрушений 3

Электричества нет, воду качали электронасосом из скважины, соответственно воды то же нет. Безопасность у них явно не на первом месте. Электрические провода просто лежат на земле и смотаны изолентой. То есть, если им нужно провести куда-либо электричество, то они просто приматывали новый провод в любом месте к старому и всё. Никаких выключателей, пускателей, рубильников, предохранителей. Я предложил Тимуру помочь в восстановлении проводки. Я сказал, что нужно купить пускатели и новый трансформатор для насоса. На следующий день они отправили машину в Улаангом за необходимыми рубильниками, а мы с Тимуром пошли искать места для их установки и убирать все ненадёжные соединения проводов. Хозяин гостиницы сказал, что если я помогу им восстановить проводку, то могу жить в номере бесплатно сколько хочу. Это было приятно слышать, хотя я предложил помощь просто так. Когда я крутил провода, то к нам с Тимуром подошёл монгол Цээгий просто узнать, когда будет свет. Оказалось, что он тоже разбирается в электричестве и предложил помочь. В итоге мы с ним в да раза быстрее разобрались с проводами. В этот день на рыбалку ехать было нельзя, Тимур сказал, что боги на них разозлились и поэтому была буря. Остались в гостинице.

На следующий день, после того, как мы разобрались с проводами, я предложил Цээгию поехать вместе на рыбалку. Оказалось, что у них с собой был спиннинг и они собирались половить рыбу. У них Nissan X-Trail, на нём-то мы ближе к месту лова приедем и меньше придётся топать пешком. Решено, едем на рыбалку! Ветра не было, озеро было спокойным!

Я сразу же цепляю тот же самый джиг, Тимур опять пытается поймать на свою блесну, Цээгий тоже пытался поймать на блесну, привязанную к леске, а у его сына Алтансуха был всё-таки спиннинг и он прицепил вертушку. Буквально заброса с пятого у меня поклёвка, вытягиваю османчика килограмма на три-четыре, у остальных тишина. Минут через 15-20 ловлю ещё одного. У остальных тишина.  Конечно же фотосессия с рыбой )))

ВИДЕО

Забрасываю в очередной раз, передаю спиннинг Танюхе и у неё поклёвка! Я достал телефон, чтобы запечатлеть этот момент, но Тимур забрал у меня телефон, чтобы я тоже попал в кадр и начал снимать нас. Что из этого получилось, можете увидеть на фото, ну и конечно же в видео, снятое Тимуром )))\

Предлагаю Алтансуху попробовать ловить на джиг, ставлю ему чебурашку на 14гр, офсет и какой-то твистер тёмного цвета. Он закидывает и сразу начинает выматывать, я ему объяснил, что нужно ждать, пока приманка упадёт на дно, настроил ему фрикцион и мы продолжили ловить. Благо, что с нами был наш переводчик Тимур, общаться было проще. После моих наставлений, заброса с пятого у него поклёвка. Достаёт османа кила на четыре. Поздравил его с первой поимкой османа! После этого мы поймали ещё по одной рыбе и поехали да базу. Всю рыбу забрали.

По приезду в гостиницу, ко мне в номер пришёл Тимур с младшей дочкой. Зовут её Эгшиглэн, милое имя для девочки, не правда ли? Пару фото с дочкой Тимура.)))

У Цээгия семья большая, все хотят попробовать рыбу. Тем более я предложил собраться всем вместе и приготовить в коптильне. Так и сделали. Естественно взяли пиво и водку. Тимур предлагает пойти в караоке, мы конечно же согласились, как это было, можете посмотреть в видео.

ВИДЕО

А вот так выглядит плей-лист в Монгольском караоке.

Вечер удался, наконец-то я попробовал копчёного османа. Рыба очень вкусная, без мелких костей и посторонних привкусов. Монголы вообще не понимали что я делаю, они либо жарят, либо в казане как-то готовят. Коптить они не умеют, да и опилок им негде взять, кругом песок. Им очень понравилось. Рыбы хватило на всех.

За ужином мы подружились с семьёй Цээгия. Оказалось, что Цээгий с семьёй приехали на отдых и немного подлечиться на Аршане. Аршан - это святое место в Монголии, где из вершины горы бежит источник и по их повериям лечит многие болезни. Монголы со всей страны едут на Аршан за водой. На вершине горы бежит несколько источников и каждый лечит определённый орган тела. Мы тоже решили посетить Аршан на обратном пути и набрать священной воды в дорогу.

На следующий день привезли пускатели и мы принялись за их установку. Поставили рубильники  на каждый корпус, на каждую юрту, заменили трансформатор на насосе, всё сделали довольно быстро и дружно. На третий день приехали электрики из города, проверили нашу цепь и разрешили давать электричество и по всей территории появился свет. Хозяин был очень доволен проделанной работой. После обеда мы опять собрались на рыбалку. На этот раз Цээгий взял с собой всю семью. Сначала хотели ехать на двух машинах, но потом решили, что 12 человек и в одном X-Trail поместимся ))) Мы с Тимуром и Татьяной кое-как залезли в багажник, остальные распределились по салону. Благо детишки не много места занимают, распихали их кто-куда.

10 минут пути и вот мы на месте. Монголы первым делом поставили палатку, а моя Танюха просто постелила покрывало и легла загорать в купальники. Монгольские девчонки все были в штанах и в майках, вот так они загорают, прячутся в палатке от солнца. Мы же с мужиками снарядили спиннинги и отправились на место лова. У меня с собой было запасное удилище и катушка, я предложил Алтансуху попробовать половить на мой спиннинг, а сам снарядил запасной. Свой он отдал отцу, вот мы уже втроём со спиннингами на нужном месте. Отдал я Цээгию и Алтансуху свои приманки, на которые ловил прошлые дни, а сам начал изобретать велосипед. Прицепил на джиг-головку какую-то кракозябру сантиметров  12 и буквально с третьей проводки достаю османа и понимаю, что особо с выбором приманки можно не заморачиваться, главное покрупнее ставить и всё. Немного погодя Алтансух ловит  рыбу на вибрик, которым я ловил прошлые два дня. Когда я отцеплял рыбу, то увидел, что резина порвана по всей длине крючка. Не беда, беру у Тимура зажигалку и на месте запаиваю бочину приманки. Так я её реанимировал раза четыре за всё время, уж очень уловистая оказалась. Даже хвост припаял от другого виброхвоста, когда на очередной поклёвке его откусила рыба. Вот мы с Алтансухом уже выудили по 4 рыбы, а у Цээгия что-то не клевало, как говорит Тимур: не кусает )) Предлагаю ему свой спинниг половить а сам беру их телескоп с огромной катушкой и леской на самом дне шпули. Естественно с такой снастью далеко не кинешь, но я не отчаиваюсь, захожу в воду чуть выше колен и начинаю бросать. И буквально заброса с пятого достаю небольшого османчика кила на три. Дело всё-таки не в снасти, а в том, как ей пользуешься. Минут 20 спустя Цээгий ловит своего первого османа на мой спиннинг. Счастью его не было предела. Дальность заброса всё-таки играла немаловажную роль. После этого ещё ловим пару рыб и идём в то место, где загорают наши девчонки . Конечно же делаем несколько фоток и собираемся ехать в гостиницу.

Вечером снова коптильня, всех кормим свежей рыбой.

На следующий день Тимур позвал меня на охоту, но это будет другая история, если соберусь с мыслями и заставлю себя написать.

Вечером в этот же день Алтансух с женой подошли ко мне и спросили про мой спиннинг, сколько стоит и всё такое. Я им цены назвал и они спросили, почём я им его могу продать. Ну я пол цены скинул примерно и продал комплект за тугрики, в придачу подарил кучу резины всякой))) Люди хорошие, вот я и пошёл на встречу, тем более спиннинг был не новый и я хотел его менять.

Жили мы на озере до воскресения, утром перед отъездом решили ещё раз заехать на рыбалку. В итоге поймали штук 6 османов на троих. Ездили только Цээгий с сыном и я. Примерно к часу мы вернулись на базу, я упаковал вещи в машину и мы направились в Улаангом. С нами поехал Тимур до Улаангома, он обещал помочь найти покрышки, с грыжей ехать было опасно. Перед поездкой заехали на Аршан и набрали воды в дорогу.

Добрались мы до города часа за три, ехали не спеша. Вот такая арка стоит почти перед каждым населённым пунктом.

В Улаангоме нашли того, кто продаёт колёса, выбрал подходящие, немного поторговались и вот у меня уже новые задние шины, ну не новые, а б/у из Кореи. Всё-равно дешевле чем в России. Про балансировку они там не слышали вообще. К моему удивлению, на скорости 120 км/ч вибрация не ощущалась, я решил, что так докатаю сезон, а к следующему отбалансирую. После этого мы заехали в ресторан, я угостил Тимура обедом, потом мы  заселились в гостиницу и попрощались с другом. На следующий день, рано утром мы направились в сторону границы.

Часам к 11  уже пересекли границу и направились домой. Обратно ехали другой дорогой, через Кызыл.

На обратном пути заехали в деревню к бабушке, я сходил в лес за грибами.

Ну вот как-то так! Cпасибо тем, кто осилил до конца, букафф много, а мыслей ещё больше. Пишу отчёт в первый раз, не судите строго.

В целом поездка мне очень понравилась. Хочу ли я ещё раз посетить Монголию, спросите вы? Конечно же - ДА! Это была пробная первая поездка, следующая будет ещё интересней и немного по другому, более обширному маршруту. Хочу съездить к друзьям Алтансуху и Цээгию в Ховд аймак, половить монгольского хариуса и конечно же посетить Хар Тэрмэс и озеро Хяргас-нуур.